IMMORTAL
ЗИМА ПРИШЛА
статья из журнала Decibel за август 2018
(иностранная пресса печатается на месяц вперёд)
2/2
1 https://vk.com/metbash?w=wall-5864395_48560
ЦАРСТВИЕ ХАОСА
Несмотря на привычку Демоназа воздавать должное своим музыкальным героям в лоне дикой природы, к альбому ‘Northern Chaos Gods’ он подошёл иначе. Поскольку Аббат на этот раз участия в творческом процессе не принимал, Демоназ решил вспомнить прошлое и заглянуть внутрь себя.
«Я впервые в жизни не испытываю постороннего влияния, – делится Демоназ, – последние четыре года Immortal я слушал больше, чем кто-либо другой».
«На альбоме я хотел вернуться к корням, – продолжает он, – когда тебе дают в морду, лучшей реакцией было бы довериться своей интуиции, поднять кулак и сказать: «Тебе лучше отойти в сторону». Без этого настроя и отношения Immortal никогда бы и не существовал.
С первых же звуков альбома ‘Northern Chaos Gods’ врата Блаширка раскалываясь, распахиваются, и заглавный трек бьёт апперкот. Это первый сингл с альбома, и с первой же ноты ощущается мощный поток холодного воздуха, замораживающий гриву металхэда. И не только мы одни заметили, что материал звучит в стиле классического «олдскульного» Immortal. Назвав ‘Pure Holocaust’ своей любимой пластинкой Immortal, Телох за полчаса до нашего интервью включил песню ‘Northern Chaos Gods’.
«Мне не терпится врубить их новый альбом, – делится мыслями Телох, – по мне, наследие Immortal как никогда бессмертно – может быть, сегодня даже больше, чем раньше».
«Хотелось сбить слушателя с ног с первой же песни, – утверждает Демоназ, – никакого вступления, сразу же бластбиты, прямо в пекло и на битву. Припев очень быстрый. Короткий куплет, и снова припев. Мы вернулись. Достаточно послушать несколько секунд, чтобы узнать старый добрый Immortal».
«Обычно вторая песня, как правило, в среднем темпе, – продолжает он, – но на этот раз мы хотели всех срубить своей мощью. Это в стиле Immortal».
И Демоназ сдержал слово – в песне ‘Into Battle Ride’ он обрушивается на слушателя с классической яростью Immortal. С этого момента пластинка начинает радовать своим разнообразием – от галлоповых гитарных атак до среднетемповых боевичков с народными нордическими выкрутасами (‘Gates To Blashyrkh’ и ‘Where Mountains Rise’), а закрывает альбом грандиозный эпик ‘Mighty Ravendark’.
«Слушатель хочет разнообразия, – предполагает Демоназ, – не хочется, чтобы 10 песен звучали одинаково. У меня была идея написать эпичную песню, вот и получилась ‘Mighty Ravendark’, которая длится почти 10 минут. Все эти риффы, темы, идеи и тексты были в голове. Поэтому я был одержим этой песней три недели – может быть, даже месяц. Передо мной будто весь мир открылся. Написав ‘Mighty Ravendark’, я знал, что у нас получится совершенный альбом Immortal».
«Основное звучание Immortal и музыка изменились несильно, – добавляет Хорг, – мы верны формуле Immortal, но не стали себя ограничивать и добавили больше эпичных и тяжелых песен. Мы не гонимся за трендами и модой, и новый альбом не стал исключением. На мой взгляд, пластинка разнообразная, и в ней есть всё, чего можно ожидать от альбома с вывеской Immortal».
Те, кто считает, что в ранней дискографии Immortal нет ничего кроме снега и скорости, пренебрегают тесситурами таких композиций как ‘Cryptic Winterstorms’ и ‘Mountains Of Might’. Альбом ‘Northern Chaos Gods’ уверенно несёт в себе чувство приключения и переизбыток креативности, но при этом, не лишён элемента опасности и резкости, который Демоназ искал после ‘All Shall Fall’.
«У меня всегда была особенная связь с нашими старыми альбомами, – добавляет Демоназ, – я не планировал сделать альбом с каждым элементом Immortal или нашим фирменным ингредиентом. Я просто хотел мысленно вернуться в прошлое и адаптировать под сегодняшний день. Ведь я написал все риффы на пластинке, поэтому у меня была возможность показать именно тот Immortal, который, на мой взгляд, и должен быть».
В записи альбома ‘Northern Chaos Gods’ принял участие проверенный временем компаньон и близкий друг группы: бессменный лидер и генератор идей коллектива Hypocrisy, Петер Тэгтгрен, выступивший продюсером всех альбомов группы, начиная с пластинки ‘At The Heart Of Winter’ (1999). Зная, что за микшерным пультом сидел Петер, Демоназ смог сосредоточиться на риффах и слепить их воедино, словно укрепляя мощные врата Блаширка. Тэгтгрена даже пригласили сыграть басовые партии на альбоме, и он с радостью воспользовался возможностью стряхнуть пыль со своего баса.
«Петер великолепен, – восхищается Демоназ, – он помог нам со звучанием; у него было своё видение, которое идеально вписалось в Immortal. Песни у нас уже были готовы, но он вывел нас на новый уровень».
«Зачастую ты просто идёшь в студию, подключаешь гитару и играешь, – продолжает он, – и если Петер высказывал своё мнение, мы прислушивались, потому что уважаем этого парня».
На новой пластинке Демоназ стремился восстановить знакомую территорию. Он считает, что в повторе нет ничего плохого. Слова «чёрный» и «почерневший» встречаются во всех песнях с нового альбома, кроме одной. Иногда именно повтор позволяет группе добиться уникальности и фирменного звучания, словно молот кузнеца, которым он выковывает форму обсидианового клинка.
«Будь то риффы или лирика, ты повторяешься, но надеешься, что альбом лучше предыдущего, – признаётся Демоназ, – иногда это просто необходимо. В принудительном порядке. Поэтому я пытаюсь поймать и передать эстетику Immortal. Некоторые скажут, что уже слышали это раньше. Ну, и ладно. Я к этому нормально отношусь. Они могут сказать, что я чересчур повторяюсь. Что ж, может быть, так и есть, но нравится ли это вам? Если нет – идите на хер. У меня нет проблем с самоповторением, если звучит охуительно».
«Вы ведь раньше уже ели стейк с пюре, – добавляет он, – однако это не значит, что сегодня уже не так вкусно, как неделю назад».
ПОЛНОЧНАЯ ЛУНА РАДА МОЕМУ ВОЗВРАЩЕНИЮ
На канонической обложке альбома ‘Pure Holocaust’ (1993) Демоназ предстаёт в шипованных рукавицах. Жизнь распорядится так, что под этими доспехами однажды появится серьёзная травма, которая поставит под сомнение возможность Демоназа играть на гитаре. Левая рука стала неметь, появился дискомфорт, и гитарист перестал чувствовать пальцы, долгие годы служившие ему верой и правдой. Он искал совета врача, но прогноз оказался убийственным.
«У меня в руке обнаружили проблему, – вздыхает Демоназ, – мышечная ткань была расщеплена. Порвана на две части, прямо посередине. И меня прооперировали и сшили мышечную ткань. Перед операцией ко мне пришёл хирург и сказал: «Тебе, наверное, было чертовски больно, дружище». И он был прав».
«Мне пришлось год восстанавливаться, я ходил на реабилитацию, остальное время отдыхал дома, – продолжает он, – пришлось полгода гитару даже в руки не брать, и это было пиздец как тяжело. Первые три месяца с гипсом я даже рукой пошевелить не мог. Знаешь, я не из тех, кто впадает в депрессию, и я не общаюсь с такими людьми, да и музыку я не люблю депрессивную, как слушать, так и сочинять, но тогда на меня реально напала депрессия, поскольку больно было осознавать, что играть на гитаре я больше не смогу».
Но вместо того, чтобы опускать руки и жалеть себя, Демоназ решил использовать с пользой полчаса в день, которые ему разрешил врач, и играл на гитаре, не пропуская ни дня. Он использовал свои идеи рационально и продуманно, чтобы убедиться в том, что полчаса стоили его внимания и времени. Он переносил риффы из головы, напевая их, записывая идеи в самой примитивной и «сырой» форме во время очередных походов по горам.
«Поскольку доступа к гитаре не было, я почувствовал ещё больший голод, – описывает свои ощущения Демоназ, – в горах и гитара не нужна. Тогда-то и наступает всё величие; приходит вдохновение. И хорошо в эти моменты не иметь при себе гитару, чтобы прийти домой и схватить гитару. Времени у меня было всего полчаса, поэтому я не хотел его напрасно тратить. В психологическом плане так гораздо лучше».
«Если бы у тебя на кровати весь день лежала голая женщина, вряд ли бы ты её весь день трахал, – смеётся он, – поэтому лучше подождать момента, когда действительно проснётся желание».
Терпение принесло свои плоды, и ‘Northern Chaos Gods’ – отличный тому пример. Слушая безумные темы вроде ‘Called To Ice’ или шипящее соло в конце ‘Grim And Dark’, вряд ли можно представить, через что пришлось пройти этому парню.
«Сейчас рука в порядке, – выдыхает Демоназ, – идеальной она уже никогда не будет, но это где-то 90 процентов. Узнав, что могу снова играть, я почувствовал невероятное вдохновение – словно заново родился».
Альбом ‘Northern Chaos Gods’ – это возвращение Демоназа к гитаре и его дебют в качестве вокалиста Immortal. Несмотря на то, что Демоназ гроулил в команде Amputation, последний раз он пел лишь на сольном альбоме. Но на том релизе вокал Демоназа напоминал скорее тихое викинговое пение – абсолютно отличается от того, что фэны ожидают от рассказов Immortal о лунных ночных войнах.
«На мой взгляд, сольный альбом был другим, – поясняет Демоназ, – он вышел в 2011, когда Immortal всё ещё существовал. Для меня сольный альбом был скорее сторонним проектом. Я хотел сделать что-то вроде Manowar и Bathory. Чувство одинокого воина; ты выжил и полагаться можешь только на себя, да на богов. Там больше хэви-метала – сочетание ‘Blood On Ice’ и Manowar, только в моей интерпретации».
Несмотря на то, что на альбоме ‘Northern Chaos Gods’ Демоназ не имитирует легкоузнаваемое карканье Аббата, по всей пластинке проносится мрачнейшее хриплое ворчание. Но для Демоназа вокал Аббата всегда был отчасти и его собственным. Вместе они создали голос рассказчика, идеально подходящий для Immortal.
«Это голос Блаширка, – объясняет Демоназ, – поэтому тут нужен низкий скрежещущий вокал. Мы так и хотели. Я знал, что буду петь именно так. И я постарался. На мой взгляд, я всегда разделял этот вокальный стиль с Аббатом».
ПРОЩАЙ… ВО МНЕ БОЛЬШЕ НЕТ ЖИЗНИ
«Я бы соврал, если бы сказал, что было привычно, – рассказывает Демоназ об отсутствии Аббата на альбоме ‘Northern Chaos Gods’, – но в некоторой степени это было естественно».
Ответ Хорга, однако, менее дипломатичный: «Творческий процесс всё тот же, что и был, и я с Аббатом ни разговаривал, ни виделся с тех пор, как мы узнали, что он пытался забрать у нас права на использование имени Immortal за спиной».
Являясь самым узнаваемым участником группы, Аббат, пользуясь своей скандальной известностью, сколотил сольный проект. Демоназ обсуждает уход Аббата искренне и честно.
«Иногда нужно делать то, что делаешь, – размышляет Демоназ, – было странно, но в некоторой степени его уход развязал мне руки, и мне стало легче сочинять. На этот раз мне нужно было угодить лишь себе. Аранжировки для всех песен придумали мы с Хоргом. Сочинять без Аббата было вполне естественно, поскольку то, что между нами произошло – уже история. Мы оба знали, что случится именно так. Все было по-другому, но я не чувствовал, что мне его не хватает. У него теперь свои песни. Он избрал свой путь».
«Надеюсь, он найдёт то, что ищет, – продолжает Демоназ, – с моей стороны никакой злобы и агрессии нет. Мы с ним никогда не были близки, но давно знакомы, поэтому знаем позицию друг друга».
Сегодня для Immortal тот раскол кажется уже древней историей. С тех пор обе команды записали альбомы, решив отправиться в студию вместо того, чтобы выяснять отношения в норвежских судах. Вспоминая эту драму, Демоназ, пожимая плечами, говорит: «Такова жизнь».
«Когда вы – кровные братья, иногда хочется друг друга придушить, а когда вы друзья – вы просто немного друг друга ненавидите, – смеётся Демоназ, – но нет никаких обид, ни войн, ни ненависти. Полагаю, на моём месте он поступил бы точно так же. Я считаю, личные проблемы нужно оставить за бортом, и Immortal должен дарить музыку».
«Без Immortal не было бы ни Аббата, ни Демоназа, верно? – продолжает он, – поэтому для меня важен Immortal – у меня есть все эти риффы и Блаширк. Я никогда не считал, что мы выпустили совершенный альбом Immortal. На мой взгляд, сейчас мы его как раз выпустили. Может быть, через год я буду считать иначе. Посмотрим. Но если Immortal умрёт, он умрёт вместе со мной».
СЫНЫ СЕВЕРНОЙ ТЬМЫ
В первый вечер до Демоназа я не дозвонился. После получаса попыток я попросил ребят из Nuclear Blast назначить другой день. Такое иногда случается, особенно когда интервью берётся брать американец, мало понимающий разницу во времени. Но когда разговор состоялся, Демоназ первым делом извинился.
«Дружище, извини, – тут же выдаёт он, – вчера с сыновьями «Звёздные Войны» смотрел и вырубился».
Можно ли представить, как тот угрюмый брутальный воин с пронизанной холодом обложки ‘Pure Holocaust’ сидит и смотрит с детьми фильм про межгалактическое восстание? Для фанатиков блэка эпохальные альбомы Immortal – это ориентир и билет во времена рассвета той музыкальной сцены, которая, кажется, вечна и не стареет. Но спустя 27 лет поисков в Immortal личные качества Демоназа по понятным причинам конфликтуют с его вторым «я», корчащим суровые гримасы.
«Наверное, сейчас я больше Демоназ, чем Харальд, – признаётся он, – потому что музыка это всё, чем я занимаюсь. У меня есть два сына, и они уже играют на гитаре. Ходят по дому и поют: «Почерневшее небо!» (All Blackened Sky). Когда они были ещё в животе у матери, я включал им через наушники Immortal. В повседневной жизни нормально быть таким, какой я есть. Демоназ – неотъемлемая часть меня с начала 90-х. Поэтому некоторые называют меня Демоназом, а некоторые зовут Харальдом».
«Ну, я в группе уже 22 года, поэтому, безусловно, в процессе что-то меняется, – вспоминает Хорг, – я стал отцом, и пожалуй, это самое важное изменение. У меня есть жена и две дочки, и они для меня всё. Конечно же, иногда бывает тяжело, но я всё равно, работая над музыкой, не теряю концентрации».
Маньяки, однажды написавшие песни ‘Where Dark And Light Don’t Differ’, уже сами стали родителями, наслаждаясь отцовством с той же страстью, что преобладает в их творчестве. Невозможно выиграть битву Блаширка, если ты не живёшь ей. Те, кто не готов отдать себя целиком и делать это страстно, не дойдут до следующей битвы. Иногда приходится критиковать творчество столь любимых музыкальных идолов.
«Я уснул во время фильма «Звёздные Войны», потому что было ужасно скучно, а я люблю концепцию, – выпаливает Демоназ, – всем он, может, нравится, и ладно. Невозможно любить всё. Даже группы и композиторы, которые я очень люблю – у них далеко не всё идеально, понимаешь? И Bathory не стал исключением. Мне нравится почти все творчество Куортона, и я считаю его легендой. Но далеко не все, что он сыграл, мне по душе – я буду честен. Песни называть не буду.
«Но эти песни по-прежнему нравятся, потому что есть концепция или атмосфера, и либо ты чувствуешь это, либо нет. Если действительно питаешь к чему-то любовь, ты не должен бояться критиковать».
Демоназ и с себя спрашивает. Имея идеальный слух и легко замечая фальшивку, Демоназ с глубоким уважением относится к своим любимым старым записям, но при этом всё равно слышит брак. Всё это не так просто, но единственное, что помогает – это уйти в горы и побыть наедине с собой.
«Я думаю, Immortal заражены проклятьем, – предполагает Демоназ, – в нас есть желание побеждать и миновать все эти тренды; желание быть лучше с каждым альбомом. И я буду этим заниматься, пока мне хватит смелости и сил».
Материал и перевод: Станислав "ThRaSheR" Ткачук
#Metbash #Immortal #Abbath #Demonaz #NorthernChaosGods #DecibelMagazine #Horgh